Ученые нащупали ген милосердия

Доброта и милосердие человека заложены в генах - к такому выводу пришли психологи из Университета Буффало и Калифорнийского университета. Результаты их исследования были опубликованы в журнале Psychological Science.

В эксперименте приняли участие 711 взрослых мужчин и женщин. Было обнаружено, что гормоны окситоцин и вазопрессин связывают наши клетки через рецепторы, которые представлены в различных формах. Эти гормоны контролируются определенными генами, отвечающими за их функции.

"Эксперимент показал, что гены влияют на восприятие человеком окружающего мира, а также на его великодушие и способность помогать другим людям", - отметил один из авторов работы, доцент кафедры психологии Университета Буффало Мишель Пулен.

Участники отвечали на вопросы об их отношении к гражданскому долгу, другим людям и миру в целом, а также об их благотворительной деятельности. Потом все опрошенные сдавали для проведения ДНК-теста образцы слюны, которые позволяли определить, какими типами рецепторов каждый из них обладает.

Выяснилось, что те люди, в крови которых обнаружен "ген отзывчивости", чаще делали пожертвования, становились донорами, исправно платили налоги. "Мы нашли ген, который влияет на поведение человека и возникновение определенных чувств по отношению к окружающим. Однако он работает лишь в сочетании с внутренними особенностями человека и его мировосприятием. Поэтому если вы считаете своих знакомых щедрыми и заботливыми люди, им просто повезло такими родиться", - отметил Пулен.

За последние годы было доказано, что гормоны окситоцин и вазопрессин задействованы и в регуляции физиологических процессов - например, в выделении у кормящих матерей молока и образовании мочи - и ощутимо влияют на человеческие взаимоотношения. Так, окситоцин связан непосредственно с проявлениями материнского инстинкта. Введение его в лабораторных опытах повышало коммуникабельность испытуемых, за это данный гормон стали называть "химикалиями объятий" и "наркотиком любви".

В данном исследовании психологи решили пойти дальше и выяснить, как связано действие окситоцина, кроме уже известных его проявлений, с наиболее широким спектром нашего социального поведения. В качестве образцов социальной активности рассматривалась готовность сдавать кровь, сообщать о преступлениях, заседать в суде присяжных и платить налоги.

• Жилищные права