Немецкий еженедельник Spiegel выяснил, что сенсационное признание Грасса не такое уже и новое. Нобелевскую премию у Грасса не отнимут, и подавляющее большинство немцев считает, что это правильно.
Будущий Нобелевский лауреат, а тогда еще простой военнопленный, признался в своей принадлежности к войскам СС, попав в конце войны в плен к американцам. Как сообщает во вторник интернет-издание Spiegel, об этом свидетельствуют два неизвестных до сих пор американских армейских документа, которые хранятся в информационном ведомстве по истории вермахта в Берлине.
Подпись есть, но нет протокола
Один из них - формуляр ведомства по делам военнопленных 3-й армии США, в плен к которой Грасс попал 8 мая 1945 года в ныне чешском Мариенбаде, пишет журнал. "Грасс подписал этот документ", - говорится в статье. В нем он проходит как заряжающий 10-й танковой дивизии СС "Фрундсберг". Согласно документу, Грасс - номер военнопленного 31G6078785 - был отпущен 24 апреля 1946 года с выплаченным заработком в размере 107 долларов и 20 центов", - говорится в опубликованной в сетевом издании Spiegel статье. "Есть подпись, но нет протокола признания", - пояснил автор статьи Клаус Вигрефе немецкому информационному агентству dpa.
На документе с упоминанием имени Грасса указана дата 10 ноября 1944 года и сделана пометка "ваффен СС". Возможно, речь идет о дате призыва Грасса. О деятельности Грасса в элитных гитлеровских отрядах вряд ли можно будет найти какие-либо документы, пишет Spiegel. В конце войны нацисты уничтожили большую часть персональных дел из архива "ваффен СС".
Премию не забирают
На персональной страничке Гюнтера Грасса на сайте Нобелевского комитета в биографии писателя стоит, что он служил с 1944 в "люфтваффе". Но и после своего признания о службе в войсках СС немецкий писатель Гюнтер Грасс останется лауреатом Нобелевской премии по литературе. "Решение окончательное, и еще не было случаев, когда премию забирали", - заявил исполнительный директор шведского Нобелевского фонда Микаэль Сульман шведской газете Dagens Nyheter. В истории Нобелевской премии, вручаемой с 1901 года, были, однако, дискуссии, в которых требовали лишить награды того или иного лауреата.
После Второй мировой войны, например, поступило предложение лишить Нобелевской премии лауреата 1920 года, норвежского писателя Кнута Гамсуна, который во время гитлеровской оккупации Норвегии перешел на сторону нацистов, а уже после смерти Гитлера чествовал его как "реформаторскую личность высочайшего ранга". В 1994 году резкую критику вызвало награждение Нобелевской премией мира тогдашнего лидера Организации Освобождения Палестины Ясира Арафата, который получил ее вместе с израильскими политиками Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом.
Награда за поиски правды
Постоянный секретарь Шведской академии, вручающей Нобелевские премии, Хорас Энгдаль распорядился из отпуска передать журналистам один единственный комментарий: "Шведская академия воздерживается от комментариев и не намерена давать комментарии".
В обосновании присуждения Нобелевской премии по литературе 1999 года Гюнтеру Грассу говорится, что награда вручается за литературный вклад в публичное осмысление национал-социалистического прошлого Германии: "Он поставил перед собой цель пересмотреть историю своего времени, снова поднимая пласты отвергаемого и забытого: жертвы, проигравшие и ложь, которые народ хотел забыть, потому что однажды верил в это".
Согласно опросу, проведенному в Германии по заказу немецкого еженедельника Stern, 87 процентов немцев считают, что Гюнтер Грасс должен сохранить звание лауреата Нобелевской премии. Лишь 8 процентов респондентов сказали, что писатель должен вернуть награду.
Запачканная "совесть нации"
В бурных дискуссиях по поводу признания писателя в СМИ между тем оформился консенсус: все считают, что Грассу надо было гораздо раньше припомнить свое эсэсовское прошлое. Расходятся в одном: как оценивать сделанное таки признание. Самые суровые критики видят в нем гениальный пиарный ход для рекламы, вероятно, последней написанной Грассом книги. Их оппоненты превозносят мужество человека, который ведь мог бы и не рассказывать о столь позорной детали своей жизни. Большинство полагает, признание не бросает тень на литературные заслуги писателя, но что как "совесть нации" Грасс бесповоротно дискредитировал себя. Сам Грасс пока лишь сообщил, что реакции на его признание считает оскорбительными, и что он выскажется на эту тему в телевизионном интервью в четверг 17 августа. |