Он был личным врагом Гитлера N26, подводником N 1 по ущербу, нанесенному противнику в тоннаже потопленных судов, а после войны - врагом собственного командования и партийных боссов. Но долгие годы после победы о нем не принято было вспоминать. Лишь в 1960 году мудрый министр обороны, маршал Родион Малиновский наконец снял с Александра Маринеско все взыскания и восстановил в звании старшего офицера - капитана III ранга.
Александр Маринеско родился 28 января 1919 года, и его имя знает весь балтийский флот. Командуя небольшой подводной лодкой, он одержал множество побед и отправил ко дну десятки немецких кораблей, а в начале 1945 года сумел потопить гигантский морской транспорт, на котором немцы перевозили 100 специально подготовленных экипажей для своих новых субмарин. Это решило исход войны на море. Однако самого Маринеску не только не наградили, а вскоре после окончания войны списали на берег, а его имя запретили упоминать.
Александру Ивановичу Маринеско звание Героя Советского Союза было присвоено Указом Президента СССР Михаила Горбачёва от 5 мая 1990 года (посмертно).
В 2001 году командиру прославленной подводной лодки С-13 был открыт памятник в Калининграде. Монумент представляет собой бронзовую фигуру подводника, прильнувшего к перископу. На торжество в Калининград приехали дочери Александра Маринеско Элеонора и Татьяна и внучки Елена, Валентина и Александра. Им и командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Владимиру Валуеву было предоставлено право открыть монумент.
После "атаки века", когда был потоплен "Вильгельм Густлов", прошло совсем немного времени, и 9 февраля 1945 года С-13 отправила на дно крейсер "Генерал Штойбен" с тремя тысячами гитлеровцев.
Лишь спустя 23 года после смерти Александра Маринеско, в 1990 году, по ходатайству ветеранов Балтийского флота подводнику было присвоено звание Героя Советского Союза.
"Из воспоминаний капитана I ранга в отставке, ветерана-подводника Вадима Кулинченко" (пос. Купавна, Моск. обл.).
Атакой века называют подвиг экипажа подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско, потопившего 30 января 1945 года немецкий лайнер "Вильгельм Густлов". Это был девятипалубный чудо-корабль, последнее слово техники, на борту которого из Кёнигсберга уходил цвет фашистского подводного флота - 3700 человек, экипажи для 70 - 80 новейших подводных лодок. Для чего предназначались эти лодки, знал только гросс-адмирал Карл Дениц.
... Пытаясь отдалить агонию Третьего рейха, Гитлер надеялся использовать новое секретное оружие в виде подводных лодок 26-й серии, так называемых "Вальтеровских". Не зря с такими предосторожностями и охраной увозились из Восточной Пруссии подводники. Но операция не удалась. Не потому ли фюрер обявил Маринеско своим личным врагом, что среди погибших от торпед С-13 были именно те потаённые экипажи 26-й серии подводных лодок, предназначавшиеся для операции "Возмездие"?
Подготовить новые экипажи для столь серьёзной операции уже не представлялось возможным. И, может быть, главный подвиг Александра Маринеско и его команды не в выдающихся подводных атаках, а в том, что одна из них на исходе Второй мировой войны спасла человечество от новых тяжких испытаний, и в первую очередь англичан, для которых в основном и предназначались боевые действия немецких подводных лодок.
Когда стало очевидно, что Германия проигрывает войну, экипажи подводных лодок погибли, а лодки - вот они, в ближайшем окружении Гитлера, видимо, разработали операцию "Возмездие на будущее". Несколько подводных лодок 26-й серии, в которых были реализованы все научно - технические достижения немецкого судостроения, подготовили к длительной консервации. И эту "морскую волчью стаю" тайно отвели в один из заливов Балтийского моря. Заполнив балластные цистерны водой, субмарины аккуратно положили на дно на глубину 45 метров, замаскировав водорослями. Только командиры лодок и специально подготовленные экипажи владели тайной, знали, как им действовать в час "икс".
Спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной в одну из советских комендатур Восточной Германии пришёл немец средних лет и сказал, что по приказу Дёница где-то у острова Рюген затоплены подводные лодки, готовые в любой момент к боевым действиям. Сообщение показалось невероятным, тем не менее тогда, в разгар "холодной войны", от этого заявления не отмахнулись. Искали лодки долго и нашли в 1956 году.
Внешний осмотр подтвердил, что субмарины не потоплены, а законсервированы в подводном положении. Подъём был поручен 447-му отдельному дивизиону аварийно-спасательной службы Балтийского флота. Сюда прибыли военачальники весьма высоких рангов. Старшим был главнокомандующий Группой советских войск в Германии А. Гречко.
И вот поверхность моря буквально вскипела от рвущихся из-под воды воздушных пузырей, из фонтанов медленно показался нос подводной лодки. Вот она уже на поверхности. Вдруг ... субмарина замерла. Казалось, увидев сотни глаз своих заклятых врагов, она раздумывала: отдаваться ли им в руки? Нос стремительно начал задираться вверх, из-под стального днища вылетели понтоны, обрывки тросов. Море вскипело ещё раз и сомкнулось над немецкой субмариной, ушедшей кормой на дно Балтики.
Сколько немецких субмарин было поднято и какова их дальнейшая судьба, сказать трудно. Неизвестно и полное оснащение этих лодок, их реальные боевые возможности. Сейчас суть событий можно восстановить в общих чертах по воспоминаниям участников тех событий. Их сегодня, к сожалению, разыскать очень трудно, а хотелось бы услышать очевидца. Пока же "подводная тайна" Второй мировой остаётся неразгаданной.
"Гудок" за 7.08.2001 |