Григорий Степанович Сапожников родился в 1894 году в городе Бугульме. Семья Сапожниковых относилась к мелкому служилому дворянству. Окончив Оренбургское реальное училище, Григорий добровольцем записался в армию. На предложение стать военным летчиком ответил согласием. Прослушал теоретический курс авиации и воздухоплавания в Петроградском политехническом институте и в 1915 году поступил в Севастопольскую летную школу. В конце 1916-го направлен в действующую армию. Вскоре молодой пилот одержал свою первую победу - сбил над Язловцем вражеский самолет. За этот бой Сапожникова наградили Георгиевским крестом. Летом 1917-го он уничтожил вторую германскую машину.
После Октябрьской революции прапорщик Сапожников не сразу сделал свой выбор. Но в мае 1918-го он решает вступить в Красную Армию. Большевистская авиация испытывала недостаток в опытных летных кадрах, и Григория сразу назначили командиром второго отряда Первой Пролетарской авиагруппы. Правда, в этой должности он пробыл недолго.
С июля авиагруппа участвует в боях под Казанью. Сапожников ежедневно вылетал на разведку и штурмовку белогвардейских позиций. 5 августа его самолет был подбит ружейным огнем, но Григорий сумел приземлиться на нейтральной полосе, а ночью с помощью пехотинцев - оттащить машину за линию окопов.
Через два дня на этом же самолете он снова вылетел в бой.
По воспоминаниям современников, Сапожников отличался высоким мастерством и безудержной смелостью, которая порой граничила с безрассудством. При этом он частенько был не в ладах с дисциплиной и отнюдь не считал себя убежденным коммунистом.
В результате Григорий не сделал карьеры в советской авиации. С начала 1919-го он служил рядовым красвоенлетом в первом истребительном авиаотряде Юго-Западного фронта.
Наиболее яркой страницей в боевой биографии Сапожникова стала польская кампания 1920 года. В мае первый авиаотряд перебросили на Западный фронт, где красным пилотам пришлось сражаться с элитарной американской эскадрильей имени Костюшко и двенадцатым Великопольским дивизионом.
29 мая опытный польский летчик Стефан Павликовский совершил облет аэродрома Салтановка, гае базировался советский авиаотряд, как бы вызывая противника на поединок. В воздух поднялся Григорий Сапожников. После ряда стремительных маневров он зашел "визитеру" в хвост и дал меткую очередь. Самолет Павликовского с пробитым радиатором и чадящим мотором уткнулся в землю, едва перетянув за линию фронта. За этот бой Сапожников был награжден орденом Красного Знамени.
Через несколько дней он сам "бросил перчатку" пилотам Великопольского дивизиона, выполнив несколько "мертвых петель" над их аэродромом. Но никто из поляков так и не рискнул принять вызов. На обратном пути Григорий сбил над Рогачевским шоссе вражеский змейковый аэростат.
На следующий день звено польских бомбардировщиков попыталось атаковать Салтановку, но еще на подлете было перехвачено тройкой советских истребителей. Вскоре два из них вышли из боя из-за неполадок в моторах. Третьим был Сапожников. Он с первого захода сбил один самолет, а затем, обстреляв второй, вынудил его совершить посадку на советской территории. Летчик-капитан Юргенсон и летнаб попали в плен.
В августе первый авиаотряд перевели на Южный фронт. Утром 8 сентября Григорий с плохим самочувствием после бурно проведенной ночи, вопреки приказу командира, вылетел в бой. Не успев набрать высоту, он заложил крутой вираж. Самолет "чиркнул" крылом по земле и разлетелся вдребезги. Гибель пилота была мгновенной.
|