Родился 5 августа 1922 года в ауле Май-Балык Акмолинской области.
Детство и юность провел во Фрунзе (ныне Бишкек). В 16 лет поступил в аэроклуб. Там, впервые поднявшись в небо, деревенский мальчишка почувствовал, что это - его родная стихия. И навсегда прикипел к небу. Окончил Саратовское и Оренбургское военные авиационные училища.
И вот январь 1943 года. Талгат прибывает на Калининский фронт. Свой боевой путь начал как пилот штурмовика Ил-2 в 800-м штурмовом авиационном полку 296-й авиадивизии. И уже в первых схватках с воздушным противником выходил победителем.
Но однажды Бегельдинов не вернулся с задания. Его уже считали погибшимени Оказалось, что, возвращаясь с задания, наши пилоты встретились с группой фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей.
"Мессершмиттов" было девятнадцать. Талгат удачно ускользнул, выскочив вперед. Но вскоре почувствовал неладное со своим самолетом.
Как назло, тут же появились еще два "мессершмитта". Считая, что бороться с ними на неисправной машине невозможно, Бегельдинов стал маневрировать. Но истребители взяли его в тиски и начали расстреливать машину. Вскоре задымил мотор.
Бегельдинов со своим стрелком Яковенко спрыгнули, но самое неприятное - оба они получили серьезные телесные повреждения. Так они оказались в тылу врага. Лишь через 15 дней, после мучительных испытаний и невзгод, потеряв Яковенко, Бегельдинов вернулся к своим.
Наступила весна 1943 года. Бои шли под Старой Руссой. Девятка наших штурмовиков прорвалась сквозь заслон из 60 фашистских самолетов. Долетев до основной цели, начали штурмовку мощных оборонительных позиций противника. При выходе из атаки их снова встретили самолеты противника. "Мессершмитт" атаковал Ил-2 Бегельдинова, но он в жестокой схватке сбил его. Однако получил повреждение и его самолет. Проявив мастерство, Бегельдинов дотянул машину до аэродрома назначения.
Высоко оценив подвиг и умелые действия Бегельдинова, его командир авиадивизии Герой Советского Союза полковник Н. Каманин сказал: "Это первый в истории моей дивизии бой штурмовика с истребителем с таким отрадным исходом".
В одном из воздушных боев Бегельдинов сбил фашистский истребитель, летчик которого пиратствовал в Бельгии и во Франции. Фашист думал, что "ил" будет легкой добычей, но просчитался. Это был для него последний бой. Его самолет сел на нашей территории. Пленный гитлеровец на допросах ни за что не хотел верить, что его сбил молодой паренек.
В сентябре 1943 года в воздушных боях за Днепр Бегельдинов доказал, что штурмовик может быть хорошим воздушным бойцом. Когда под прикрытием группы истребителей своего земляка будущего дважды Героя Советского Союза С. Луганского были уничтожены 6 из 13 бомбардировщиков противника, штурмовик Бегельдинова обрушился на наземную боевую технику врага. На шоссе сплошной вереницей двигались танки, автомашины, бензоцистерны с горючим, бронетранспортеры с пехотой. Аэрофотосъемочные аппараты точно засняли эту операцию.
26 октября 1944 года Т. Я. Бегельдинову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени им было совершено около 200 боевых вылетов. И каждый раз он наводил панический страх на фашистских захватчиков.
Участвовал Талгат Якубекович и в битве за Берлин. Пробившись к центру столицы на малой высоте, группа Бегельдинова на Тельтов-канале уничтожила 8 барж с танками, два буксира были пущены ко дну.
Всего казахский сокол совершил 305 боевых вылетов на разведку и штурм вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, речных переправ, скоплений войск и техники противника. Участвуя в 15 групповых воздушных боях, он лично сбил 7 самолетов противника в битвах на Курской дуге и Украине, в Ясско-Кишиневской, Берлинской и Пражской операциях.
Отмечен достойно. 27 июня 1945 года Талгату Якубековичу вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Ему тогда исполнилось 23 года. Он стал одним из 65 военных летчиков, дважды удостоенных высокого звания Героя Советского Союза.
Достойным завершением боевого пути Бегельдинова в Отечественной войне явилось его участие в Параде Победы 24 июня 1945 года.
В 1950 году Бегельдинов окончил Военно-воздушную академию и по 1956 год служил в рядах Вооруженных Сил СССР в должности заместителя командира и начальника штаба авиационного полка.
В 1956 году генерал-майор авиации Бегельдинов ушел в запас.
С 1957 по 1970 год он - старший инспектор и заместитель начальника Казахского территориального управления гражданской авиации. В 1968 году Бегельдинов заочно окончил Московский инженерно-строительный институт и продолжительное время работал на руководящих должностях в системе Госстроя Казахской ССР. Что побудило аса стать строителем? Любовь к красоте и зодчеству, к гармонии природы с градостроительством, особенно Алма-Аты.
Талгат Якубекович принимает активное участие в общественной жизни Республики Казахстан, в воспитании у подрастающего поколения чувства патриотизма и дружбы между народами. Он - президент благотворительного Международного фонда, который носит его имя. Этот фонд взаимодействует с государственными и общественными организациями и объединениями Республики Казахстан и иностранных государств. Т. Я. Бегельдинов - участник Парадов Победы 1945, 1985 и 1995 годов. Он - автор книг "Илы атакуют", "305 рейдов" и "Сражение в воздухе".
Дважды Герой Советского Союза Т. Я. Бегельдинов награжден также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Александра Невского, Славы III степени, рядом других отечественных и иностранных орденов и медалей.
Талгат Якубекович влюблен в родную природу, занимается садоводством. В последние годы увлекся пчеловодством, имеет свою пасеку.
|