Родился 25 октября 1917 года в небольшой деревеньке на Харьковщине. Отец, Николай Григорьевич, - местный лесничий. Мать, Анна Яковлевна, - домохозяйка. Супруга, Тамара Ивановна (1918 г. рожд.), - домохозяйка. Сын, Борис Алексеевич (1940 г. рожд.), - полковник авиации. Дочь, Тамара Алексеевна (1945 г. рожд.), - пенсионерка.
Родители с детских лет приучали сына к труду, воспитывали любовь к людям, к лесу, к родной природе. После окончания семилетки, 14-летний Алеша вступил в трудовую жизнь: стал членом колхоза "Червоный факел". Надо было помогать семье, где росли младший брат и сестренка. Однако тяга к знаниям вскоре привела его в школу крестьянской молодежи, а затем - на рабфак Харьковского зоотехнического института. В 1935 году он перешагнул порог института. Но в том же году - по комсомольскому набору и исполняя свою тайную мечту - встал в строй курсантов Чугуевского военно-авиационного училища.
Отец одобрил выбор сына. Мать же тихо возразила: "Лучше бы ты, Алеша, вместе с отцом работал, целый день в лесу, на свежем воздухе!"
Весь жар своего сердца вложил Алексей в любимое дело. Три курсантских года пролетели как одно счастливое, радостное мгновение. И вот он, в новеньких лейтенантских петлицах, - младший летчик подмосковного истребительного авиационного полка.
Он в совершенстве овладевает своим самолетом, в полете сливается с ним воедино. Ему нередко кажется, что будто летает он уже всю жизнь. Как опытного летчика, его включают в состав парадного расчета для праздничного полета над Красной площадью. И он гордится этим. Именно тогда он приобрел навыки слетанности, строгого соблюдения дистанции и строевой дисциплины. Это потом пригодилось ему в боевых сражениях с фашистскими стервятниками, которые уже в первые месяцы войны стали проникать в московское небо.
Лейтенант Катрич с нетерпением ждал встречи с врагом, мысленно представляя ход схватки. И этот день настал!
...11 августа 1941 года, оторвавшись от бетонки аэродрома и привычно убрав шасси, он на своем МиГе взмыл в подмосковное небо на свободный поиск врага. Набрал более 7000 метров, стал напряженно вглядываться в безбрежный воздушный океан. Вскоре заметил в вышине инверсионный след самолета. Надев кислородную маску, бросился в погоню и настиг врага. Это оказался новейший фашистский бомбардировщик "Дорнье-217".
Катрич хорошо знал этот самолет, помнил, что его пулеметы бьют дальше, чем пулеметы МиГа. Но ни секунды не раздумывая, он ринулся в атаку. Приблизившись со стороны солнца, с 200 метров дал длинную очередь из всех пулеметов. Затем еще и еще, перенося огонь с фюзеляжа на моторы и кабину летчиков.
Но бомбардировщик, несмотря на дымный след от одного из моторов, продолжал свой путь. Катрич решил дальше поливать вражеский самолет свинцом. Но пулеметы вдруг замолкли - кончился боекомплект. Молниеносно принял решение: идти на таран! Им владела одна-единственная мысль: уничтожить врага.
Сохраняя твердость рук, он прибавил скорость и, как в парадном строю над Красной площадью, максимально приблизился к фашисту. Неуловимым движением сектора газа ювелирно подал свой МиГ вперед, к хвостовому оперению бомбардировщика. Выровнял скорость. Еще мгновение, и винт, вращаясь с бешеной скоростью, коснулся врага, срезав ему стабилизатор. Истребитель Алексея вздрогнул, мотор затрясло, но летчик, убрав газ, отвернул, вывел самолет из пикирования и, умело регулируя обороты погнутого винта, с трудом, но благополучно дотянул до родного аэродрома. А "Дорнье", лишенный управления, быстро потерял высоту и через какие-то мгновения с грохотом врезался в землю.
Так отважный летчик Алексей Катрич впервые в истории авиации, совершил высотный таран, уничтожил врага и сохранил свой самолет!
После посадки он подошел к погнутому, но выдержавшему тяжелейшее испытание винту. С какой благодарностью обнял бы он в ту минуту хозяина рабочих рук, изготовивших этот винт! На следующий день, после замены винта, лейтенант Катрич снова поднялся в небо на боевое дежурство. Счет сбитым воздушным стервятникам был не только открыт, но и стал активно пополняться: 17 октября был сбит "Хейнкель-111", 27 октября - "Мессершмитт-109".
29 октября Катрич вернулся из очередного боевого вылета. Чуть пошатываясь от усталости, с восполенными от напряжения глазами, четко доложил:
- У Ново-Петровского сбил бомбардировщик "Ю-88"... Готов к выполнению нового задания.
- Алеша, дорогой! - радостно кричали товарищи. - Вот Указ. Тебе присвоено звание Героя Советского Союза! Поздравляем!!!
- Спасибо, друзья! - ответил взволнованный летчик.
Так в первые же месяцы войны 24-летний летчик-истребитель лейтенант Алексей Катрич получил самую высокую награду Родины.
7 июня 1943 года в авиаполк, где капитан Катрич уже командовал эскадрильей, пришло письмо от председателя колхоза "Чапаевец" (Чапаевский район Саратовской области) Ивана Дмитриевича Фролова. Он сообщал, что на свои трудовые сбережения приобрел боевой истребитель и очень рад, узнав, что его вручили Катричу: "...я горжусь, что моим самолетом управляете Вы, Герой Советского Союза. Путь сотни фрицев найдут себе могилу от Ваших ударов. Я уверен, что на этом самолете Вы собьете не одного фашистского стервятника!..".
В тот же день летчик отправил ответное письмо: "... мне приятно сообщить, что боевой счет на Вашем самолете уже открыт. Несколько дней назад я и гвардии старший лейтенант Крюков сбили немецкого ночного хищника "Юнкерс-88". Путь это будет первый, но далеко не последний немецкий самолет, сбитый нашими общими усилиями".
И герой неуклонно держал свое гвардейское слово, увеличивал счет уничтоженных фашистов.
Настало лето 1944 года. Давно освобождены Киев и Харьков. Но враг еще силен, его надо добивать. Нужны самолеты. Коллектив Харьковского управления лесного хозяйства принимает решение: собрать добровольные взносы на постройку трех боевых самолетов и передать их в авиаполк, где отважно сражается с врагом их земляк - сын лесника Николая Григорьевича Катрича Герой Советского Союза Алексей Катрич. Собрали более 300 000 рублей. Верховный Главнокомандующий одобрил патриотический почин харьковских лесоводов, выразил им благодарность.
Для передачи боевых самолетов в Москву прибыла делегация харьковчан. В числе гостей были и родители Героя - Николай Григорьевич и Анна Яковлевна. И как бывает в подобных случаях - торжественный митинг на Центральном аэродроме. Объятия, напутствия, сердечные благодарности.
Горячо пожав руки землякам, крепко расцеловав мать и отца, Алексей, переодевшись в летно-высотную форму, поднялся в кабину новенького сверхскоростного Яка. На его фюзеляже написано: "Харьков - земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу". Заняли места в двух таких же "яках" сослуживцы Катрича. Взревели двигатели, самолеты взмыли в небо. А Анна Яковлевна, три года не видевшая сына и лишь однажды получившая от партизан весточку о геройских подвигах любимого Алеши, все смотрела и смотрела вслед, утирая кончиком платка набежавшие слезы.
За годы войны летчик-истребитель А.Н. Катрич совершил 250 боевых вылетов, участвовал в многочисленных воздушных сражениях, сбил 14 фашистских самолетов.
По окончании войны он - слушатель Военно-воздушной академии. Затем командовал авиационной дивизией. Ему присвоено генеральское звание. И опять - ежедневные полеты на новых сверхскоростных реактивных истребителях. В 1957 - 1959 годах снова учеба. На этот раз - в Академии Генерального штаба. После академии - служба на ответственных постах: заместитель командующего воздушной армией, затем - начальник Управления боевой подготовки ВВС страны, командующий воздушной армией Группы войск в Германии.
За освоение новейших образцов боевых самолетов Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу Катричу было присвоено почетное звание "Заслуженный военный летчик СССР". В 1973 году Алексея Николаевича назначают заместителем министра Гражданской авиации СССР.
Только в 1987 году, в 70 лет, Алексей Николаевич, пройдя труднейший боевой путь от лейтенанта до генерал-полковника, оставил службу и ушел на заслуженный отдых.
В настоящее время живет в Москве.
|