поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 
Аллея славы

<<назад

ФамилияКатрич
ИмяАлексей
ОтчествоНиколаевич
Дата рождения25.10.1917
ЗваниеГерой Советского Союза, генерал-полковник

  • Биография
  • Родился 25 октября 1917 года в небольшой деревеньке на Харьковщине. Отец, Николай Григорьевич, - местный лесничий. Мать, Анна Яковлевна, - домохозяйка. Супруга, Тамара Ивановна (1918 г. рожд.), - домохозяйка. Сын, Борис Алексеевич (1940 г. рожд.), - полковник авиации. Дочь, Тамара Алексеевна (1945 г. рожд.), - пенсионерка.
    Родители с детских лет приучали сына к труду, воспитывали любовь к людям, к лесу, к родной природе. После окончания семилетки, 14-летний Алеша вступил в трудовую жизнь: стал членом колхоза "Червоный факел". Надо было помогать семье, где росли младший брат и сестренка. Однако тяга к знаниям вскоре привела его в школу крестьянской молодежи, а затем - на рабфак Харьковского зоотехнического института. В 1935 году он перешагнул порог института. Но в том же году - по комсомольскому набору и исполняя свою тайную мечту - встал в строй курсантов Чугуевского военно-авиационного училища.

    Отец одобрил выбор сына. Мать же тихо возразила: "Лучше бы ты, Алеша, вместе с отцом работал, целый день в лесу, на свежем воздухе!"

    Весь жар своего сердца вложил Алексей в любимое дело. Три курсантских года пролетели как одно счастливое, радостное мгновение. И вот он, в новеньких лейтенантских петлицах, - младший летчик подмосковного истребительного авиационного полка.

    Он в совершенстве овладевает своим самолетом, в полете сливается с ним воедино. Ему нередко кажется, что будто летает он уже всю жизнь. Как опытного летчика, его включают в состав парадного расчета для праздничного полета над Красной площадью. И он гордится этим. Именно тогда он приобрел навыки слетанности, строгого соблюдения дистанции и строевой дисциплины. Это потом пригодилось ему в боевых сражениях с фашистскими стервятниками, которые уже в первые месяцы войны стали проникать в московское небо.

    Лейтенант Катрич с нетерпением ждал встречи с врагом, мысленно представляя ход схватки. И этот день настал!

    ...11 августа 1941 года, оторвавшись от бетонки аэродрома и привычно убрав шасси, он на своем МиГе взмыл в подмосковное небо на свободный поиск врага. Набрал более 7000 метров, стал напряженно вглядываться в безбрежный воздушный океан. Вскоре заметил в вышине инверсионный след самолета. Надев кислородную маску, бросился в погоню и настиг врага. Это оказался новейший фашистский бомбардировщик "Дорнье-217".

    Катрич хорошо знал этот самолет, помнил, что его пулеметы бьют дальше, чем пулеметы МиГа. Но ни секунды не раздумывая, он ринулся в атаку. Приблизившись со стороны солнца, с 200 метров дал длинную очередь из всех пулеметов. Затем еще и еще, перенося огонь с фюзеляжа на моторы и кабину летчиков.

    Но бомбардировщик, несмотря на дымный след от одного из моторов, продолжал свой путь. Катрич решил дальше поливать вражеский самолет свинцом. Но пулеметы вдруг замолкли - кончился боекомплект. Молниеносно принял решение: идти на таран! Им владела одна-единственная мысль: уничтожить врага.

    Сохраняя твердость рук, он прибавил скорость и, как в парадном строю над Красной площадью, максимально приблизился к фашисту. Неуловимым движением сектора газа ювелирно подал свой МиГ вперед, к хвостовому оперению бомбардировщика. Выровнял скорость. Еще мгновение, и винт, вращаясь с бешеной скоростью, коснулся врага, срезав ему стабилизатор. Истребитель Алексея вздрогнул, мотор затрясло, но летчик, убрав газ, отвернул, вывел самолет из пикирования и, умело регулируя обороты погнутого винта, с трудом, но благополучно дотянул до родного аэродрома. А "Дорнье", лишенный управления, быстро потерял высоту и через какие-то мгновения с грохотом врезался в землю.

    Так отважный летчик Алексей Катрич впервые в истории авиации, совершил высотный таран, уничтожил врага и сохранил свой самолет!

    После посадки он подошел к погнутому, но выдержавшему тяжелейшее испытание винту. С какой благодарностью обнял бы он в ту минуту хозяина рабочих рук, изготовивших этот винт! На следующий день, после замены винта, лейтенант Катрич снова поднялся в небо на боевое дежурство. Счет сбитым воздушным стервятникам был не только открыт, но и стал активно пополняться: 17 октября был сбит "Хейнкель-111", 27 октября - "Мессершмитт-109".

    29 октября Катрич вернулся из очередного боевого вылета. Чуть пошатываясь от усталости, с восполенными от напряжения глазами, четко доложил:
    - У Ново-Петровского сбил бомбардировщик "Ю-88"... Готов к выполнению нового задания.
    - Алеша, дорогой! - радостно кричали товарищи. - Вот Указ. Тебе присвоено звание Героя Советского Союза! Поздравляем!!!
    - Спасибо, друзья! - ответил взволнованный летчик.

    Так в первые же месяцы войны 24-летний летчик-истребитель лейтенант Алексей Катрич получил самую высокую награду Родины.

    7 июня 1943 года в авиаполк, где капитан Катрич уже командовал эскадрильей, пришло письмо от председателя колхоза "Чапаевец" (Чапаевский район Саратовской области) Ивана Дмитриевича Фролова. Он сообщал, что на свои трудовые сбережения приобрел боевой истребитель и очень рад, узнав, что его вручили Катричу: "...я горжусь, что моим самолетом управляете Вы, Герой Советского Союза. Путь сотни фрицев найдут себе могилу от Ваших ударов. Я уверен, что на этом самолете Вы собьете не одного фашистского стервятника!..".

    В тот же день летчик отправил ответное письмо: "... мне приятно сообщить, что боевой счет на Вашем самолете уже открыт. Несколько дней назад я и гвардии старший лейтенант Крюков сбили немецкого ночного хищника "Юнкерс-88". Путь это будет первый, но далеко не последний немецкий самолет, сбитый нашими общими усилиями".

    И герой неуклонно держал свое гвардейское слово, увеличивал счет уничтоженных фашистов.

    Настало лето 1944 года. Давно освобождены Киев и Харьков. Но враг еще силен, его надо добивать. Нужны самолеты. Коллектив Харьковского управления лесного хозяйства принимает решение: собрать добровольные взносы на постройку трех боевых самолетов и передать их в авиаполк, где отважно сражается с врагом их земляк - сын лесника Николая Григорьевича Катрича Герой Советского Союза Алексей Катрич. Собрали более 300 000 рублей. Верховный Главнокомандующий одобрил патриотический почин харьковских лесоводов, выразил им благодарность.

    Для передачи боевых самолетов в Москву прибыла делегация харьковчан. В числе гостей были и родители Героя - Николай Григорьевич и Анна Яковлевна. И как бывает в подобных случаях - торжественный митинг на Центральном аэродроме. Объятия, напутствия, сердечные благодарности.

    Горячо пожав руки землякам, крепко расцеловав мать и отца, Алексей, переодевшись в летно-высотную форму, поднялся в кабину новенького сверхскоростного Яка. На его фюзеляже написано: "Харьков - земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу". Заняли места в двух таких же "яках" сослуживцы Катрича. Взревели двигатели, самолеты взмыли в небо. А Анна Яковлевна, три года не видевшая сына и лишь однажды получившая от партизан весточку о геройских подвигах любимого Алеши, все смотрела и смотрела вслед, утирая кончиком платка набежавшие слезы.

    За годы войны летчик-истребитель А.Н. Катрич совершил 250 боевых вылетов, участвовал в многочисленных воздушных сражениях, сбил 14 фашистских самолетов.

    По окончании войны он - слушатель Военно-воздушной академии. Затем командовал авиационной дивизией. Ему присвоено генеральское звание. И опять - ежедневные полеты на новых сверхскоростных реактивных истребителях. В 1957 - 1959 годах снова учеба. На этот раз - в Академии Генерального штаба. После академии - служба на ответственных постах: заместитель командующего воздушной армией, затем - начальник Управления боевой подготовки ВВС страны, командующий воздушной армией Группы войск в Германии.

    За освоение новейших образцов боевых самолетов Указом Президиума Верховного Совета СССР генералу Катричу было присвоено почетное звание "Заслуженный военный летчик СССР". В 1973 году Алексея Николаевича назначают заместителем министра Гражданской авиации СССР.

    Только в 1987 году, в 70 лет, Алексей Николаевич, пройдя труднейший боевой путь от лейтенанта до генерал-полковника, оставил службу и ушел на заслуженный отдых.

    В настоящее время живет в Москве.

    [поиск]
  • Катрич Алексей Николаевич, не определен
  • Прохоров Алексей Николаевич, Воронеж
  • Мартос Николай Николаевич, не определен
  • Поиск
  • Уточнение
  • Прощайте, герои чеченской войны!
  • В Стокгольме выпал розовый снег
  • Открыт первый торрент-каталог без торрентов
  • Бизнесмены сместили козла с поста мэра


  •