Родился 30 марта 1912 года в селе Надеждовка Голованевского района Одесской области, в бедной крестьянской семье. Отец - Лановенко Трофим Максимович (1878-1923), участник 1й мировой и Гражданской войн. Мать - Лановенко Прасковья Ивановна (1888-1954). Супруга - Лановенко Антонина Васильевна (1920 г. рожд.). Сыновья: Лановенко Всеволод Маркович (1946 г. рожд.), Лановенко Валерий Маркович (1948 г. рожд.).
Потеряв отца, который умер после тяжелого ранения, Марк рано начал трудиться. В семье было семеро детей, и он с лихвой испытал нужду. С 7 лет начал работать по найму, а в 12, окончив начальную школу, ушел на заработки. В 14 лет Марк Лановенко стал кадровым рабочим, через год вступил в комсомол. В числе первых комсомольцев-добровольцев отправился в Донецкую область добывать уголь. Работая в шахте, продолжал учиться. После окончания школы рабочей молодежи Лановенко был назначен бригадиром первой комсомольско-молодежной бригады на шахтах Донецкой области, в том же году стал членом ВКП(б).
В конце 1933 года Марк уезжает на учебу в совпартшколу в Мариуполь. К тому времени он окончил Мариупольский комуниверситет, на заочное отделение которого поступил, когда еще работал на шахте.
В Мариуполе Марк начал заниматься в городском аэроклубе. Небо влекло его, манила голубая даль. Летать, только летать - было заветной мечтой молодого шахтера.
Лановенко поступил в 11-ю школу военных пилотов в Луганске, где познакомился с легендарным впоследствии Николаем Гастелло. По окончании школы в 1936 году Лановенко получил назначение в 21-ю авиабригаду, которая базировалась под Ростовом-на-Дону. Начались упорные занятия по овладению летным мастерством.
Наконец наступил долгожданный день: лейтенант Лановенко стал летать в составе штатного экипажа. В 1939 году его назначили помощником комиссара эскадрильи по комсомолу, но он продолжал оставаться и командиром экипажа. В том же году он был зачислен на заочное отделение самолетостроительного факультета Военно-инженерной академии имени Жуковского. А в сентябре экипаж Лановенко был командирован в Молдавию, откуда совершал боевые вылеты в Бессарабию. С декабря 1939 по март 1940 года экипаж Лановенко принимал участие в советско-финляндской войне. С первых дней Великой Отечественной войны экипажи 1го авиаполка, в котором служил Лановенко, начали вылетать на боевые задания, нанося бомбовые удары по движущимся колоннам врага на разных участках фронта. Осенью 1941 года Лановенко принимал участие в обороне Москвы, Тулы, Ленинграда. С 16 декабря начались ночные вылеты по выброске воздушных десантов в тыл противника и вновь бомбовые удары по врагу на дальних подступах к Москве.
С 27 января по 16 февраля 1942 года экипаж Лановенко сбрасывал десанты в тыл врага, а также вооружение, медикаменты, продовольствие частям 1го кавалерийского корпуса генерала Белова и партизанам. Затем он действует на Смоленском направлении, на Калининском, Брянском, Воронежском, Юго-Западном и Сталинградском фронтах.
В разгар боев за Сталинград экипаж Лановенко наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы и техники противника в черте города, в том числе в районе Мамаева кургана и заводов. Даже в нелетную погоду самолеты 1го гвардейского авиаполка продолжали бомбить врага у завода "Красный Октябрь", снижаясь над целью на предельно малую высоту.
Ранним утром 19 ноября 1942 года началась крупномасштабная операция советских войск с целью окружения и разгрома вражеских соединений под Сталинградом. В это время летчики 1го гвардейского авиаполка внезапно атаковали железнодорожные узлы, которые противник использовал для перевозки воинских резервов и грузов. В канун нового, 1943 года авиаполк в полном составе уже бомбил с предельно малой высоты окруженного врага. Все 200 дней великой Сталинградской битвы 1й гвардейский авиаполк принимал в ней активное участие. За экипажем Лановенко уже числилось 190 боевых вылетов. А всего за время Великой Отечественной войны Герой Советского Союза М. Т. Лановенко совершил более 400 боевых вылетов.
В начале 1943 года экипаж Лановенко откомандировали на Ленинградский, а затем на Южный фронт. С июня он воевал на Курской дуге - бомбил вражеские эшелоны на Брянском железнодорожном узле, громил врага на южном фасе Курского выступа в направлении Обоянь - Прохоровка... В конце июля, когда успехи советских войск на Курском направлении стали очевидными, Лановенко вернулся на Ленинградский фронт.
С сентября капитан Лановенко со своим экипажем по приказу Ставки ВГК, которой была подчинена дальняя авиация, выполнял боевые задачи на Центральном фронте. В середине сентября Лановенко с товарищами получил задание сбросить десант для форсирования Днепра, затем обеспечить всем необходимым сражающиеся в тылу врага отряды партизан. После выполнения этого задания 1й гвардейский авиаполк в полном составе был переведен на 2й Украинский, а затем на 1й Украинский фронт. В конце ноября экипаж Лановенко обеспечивал высадку десанта Черноморского флота и Азовской военной флотилии в Крыму.
Зимой 1943-44 года Лановенко бомбил врага под Ленинградом, оказывая помощь 2й ударной и 42й армиям в начавшемся 13 января наступлении, участвовал в бомбардировках военных объектов противника на территории Финляндии. Весной и летом 1944 года летчики выполняли боевые задачи в Молдавии, в полосе действия 2го и 3го Украинских фронтов, сражались с врагом в небе Белоруссии.
18 сентября был открыт "воздушный мост" между СССР и Словакией. Началась трудная и опасная операция по переброске в Словакию над занятой врагом территорией 2й воздушно-десантной бригады армейского корпуса генерала Свободы. По окончании 24 октября 1944 года операции "Воздушный мост" начались вылеты экипажей АДД по доставке военных грузов словацким партизанам. В эти дни М. Лановенко действовал также на Варшавско-Берлинском направлении. В 1945 году он бомбил врага в Польше и Чехословакии, Венгрии и Восточной Пруссии, участвовал в сбросе воздушного десанта в Кракове, выполнял различные боевые и транспортные задачи на Берлинском направлении.
После войны Герой Советского Союза М. Т. Лановенко был переведен в воздушную армию Ленинградского военного округа. В октябре 1946 года он был отозван в Москву для продолжения учебы на 3-м курсе Краснознаменной военно-воздушной академии, куда Марка Трофимовича по его просьбе перевели из Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. После окончания академии М. Т. Лановенко служил старшим инспектором Авиации дальнего действия. Когда врачи запретили летать, он начал преподавать на кафедре тактики и истории военного искусства в академии. После увольнения из армии М. Т. Лановенко работал начальником учебной части ДОСААФ, затем редактором в Институте информации. Окончив высшие технические курсы усовершенствования, работал в ОКБ "Ильюшин" начальником патентной бригады, потом ведущим инженером. Имеет ряд авторских свидетельств на изобретения, которые внедрены в самолетостроение. Является автором книги "Эхо войны" (1999).
Герой Советского Союза М. Т. Лановенко награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденами Чехословакии, тремя медалями "За боевые заслуги", медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Сталинграда", "За оборону Киева", и другими.
Живет в Москве.
|