Экзамен для получения автомобильных прав в скором времени, возможно, будет принимать компьютер. Такой эксперимент проводят в Челябинске. Главная цель - не экономия средств на персонале, а сокращение количества взяток.
Со своими обязанностями электронный инструктор справляется хорошо. В этом убедилась корреспондент НТВ Инна Осипова.
Челябинские автолюбители едут в ногу со временем. Экзамен по вождению у них теперь принимает компьютер. Это первый в России электронный автодром - здесь нет инспекторов, команды отдает сама машина. Как в компьютерной игре, только все происходит в реальности.
В экзаменационной машине вместо инспектора - кран бортового компьютера. Он показывает водителю скорость движения, все удачно и неудачно пройденные этапы пути и объявляет ошибки вежливым женским голосом.
Никаких колышков. Имитация городских улиц, пешеходные переходы, трамвайные пути, светофор, железнодорожный переезд - всего 14 фигур. Каждый сантиметр пути контролируется датчиками. Сигнал передается в бортовой самописец и центральный пункт управления экзаменом. Компьютер сам выставляет оценки и объявляет: зачет или незачет.
Один компьютер и программист за три часа принимают экзамены у 120 человек. Инспектор нужен, только чтобы удостоверить личность водителя. То, что сотрудники ГИБДД называют "исключением человеческого фактора", для курсантов означает одно: договариваться о цене экзамена теперь не с кем.
Для девушек особое значение имеет психологическая атмосфера при сдаче экзамена. Без инспектора, говорят они, в машине куда спокойнее.
Компьютерный автодром для уральцев разработали в Южной Корее. Там сдача экзаменов по этой системе уже зарекомендовала себя. Челябинск стал площадкой для проведения всероссийского эксперимента. В течение года ГИБДД всей страны будут особо наблюдать за выпускниками, которые получили зачет у автомата.
Андрей Смирнов, старший инспектор отдела пропаганды ГИДД Челябинской области: "Основным критерием оценки будет участие будущих водителей в дорожно-транспортных происшествиях. Итоги подведем за год, сравним с теми автошколами, которые включились в эксперимент".
Через год электронные автодромы могут появиться и в других регионах. ГИБДД понимает: совсем исключить человеческий фактор невозможно. Экзамен на улицах города все-таки принимают инспекторы, не ставить же датчики на обычных дорогах. Но сократить процент купленных прав с помощью виртуального экзаменатора вполне реально. |