Вдова отравленного Александра Литвиненко смогла побеседовать в субботу с бывшим агентом КГБ, который сообщил о том, что предупредил ее мужа о готовящемся заговоре с целью его убийства.
Марина Литвиненко (44) не могла сдержать слез, когда разговаривала с Михаилом Трепашкиным по телефону на следующий день после того, как бывший агент был освобожден из тюрьмы.
Трепашкин сообщил, что в 2002 году его просили присоединиться к группе российских агентов в Лондоне, готовящих убийство Бориса Березовского и Александра Литвиненко. Он заявил, что предупреждал Литвиненко об охотящемся за ним "эскадроне смерти".
После телефонного разговора Марина Литвиненко заявила корреспонденту Associated Press, что Трепашкин обещал дать письменные показания адвокатам, открывшим дело против российского правительства в Европейском суде по правам человека за причастность к убийству Александра Литвиненко.
"Он сказал мне: очень важно показать людям, что эта операция была начата еще четыре года назад", - говорит Марина Литвиненко.
Литвиненко умер в лондонской больнице 23 ноября 2006 года, через три недели после того, как во время встречи с группой "российских бизнесменов" выпил чай с радиоактивным изотопом полония - 210. Британское правительство добивается экстрадиции одного из участников той встречи - Андрея Лугового, обвиняя его в совершении убийства.
Россия возражает, мотивируя это положениями конституции, запрещающими выдачу российских граждан иностранным государствам.
Трепашкин, как и Литвиненко, расследовали ряд преступлений, в причастности к которым подозревают российскую службу безопасности, в частности, в серии взрывов жилых домов в 1999 году. Трепашкин был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия в октябре 2003 года, за несколько дней до того, как планировал дать показания по поводу взрывов, в которых власти России обвинили чеченских сепаратистов.
По словам 50-летнего Трепашкина, он отклонил предложение полковника российской разведывательной службы (ФСБ), сделанное ему в августе 2002 года - присоединиться к группе, которая должна была ликвидировать Березовского и Литвиненко. Более того, он даже предупредил Литвиненко о заговоре.
Из тюрьмы Трепашкин писал, что офицеры ФСБ имеют в своем распоряжении яды, которые могут быть нанесены на руль машины, дверные ручки, телефонную трубку и другие предметы, с которыми контактирует предполагаемая жертва. При этом некоторые из ядов не оставляют следов на теле.
Российская прокуратура признала показания Трепашкина ложными и отказалась допустить к нему британских следователей для беседы. Напомним, что британцы побывали в России в прошлом году в рамках расследования смерти Литвиненко.
Трепашкин ушел из ФСБ в 1996 году. Он заявил, что был отстранен от должности в связи с коррупционным. |