Самую большую из известных черных дыр во Вселенной удалось взвесить финским астрономам: она весит в 18 миллиардов раз больше, чем наше Солнце, то есть вшестеро превышает установленный ранее рекорд массы.
Ученые и раньше утверждали, что черные дыры подобного веса могут существовать в квазарах, однако до сих пор им не удавалось получить прямого подтверждения того, что такой исполин существует на самом деле. Кроме того, эта работа позволила исследователям впервые проверить теорию гравитации Эйнштейна в мощном гравитационном поле.
Увидеть черную дыру невозможно: масса этого чрезвычайно малого космического объекта столь велика, что его гравитационное поле не может покинуть ничто: ни предмет, ни даже свет. Поэтому астрономы засекают черные дыры, анализируя траектории движения других небесных тел.
Дыра-рекордсмен обращается вокруг другой черной дыры, меньшей по размерам, что и позволило специалистам определить ее массу с достаточно большой точностью. Эта двойная система питает энергией квазар OJ287 в созвездии Рака.
Квазар OJ287 каждые 12 лет посылает в космос два мощных световых сигнала. Впервые эта пульсация была замечена в 1994-1995 годах, а затем, в 2005-м, первый сигнал из второй пары. Эти наблюдения позволили астрономам создать компьютерную модель деятельности квазара - и точно спрогнозировать получение следующего сигнала 13 сентября 2007 года.
Идея Валтонена и его коллег состоит в том, что меньшая черная дыра, обращаясь вокруг большей, в течение одного орбитального периода дважды вступает в соприкосновение с аккреционным диском, то есть с ареалом материи. В результате этого удара из обоих сторон диска в космос вырываются струи горячего газа, и именно они - источники той оптической пульсации, которую можно наблюдать с Земли.
Понимание того, что эта система имеет бинарную природу, позволило астрономам не только достаточно точно измерить массу большей черной дыры, но и проверить теорию общей относительности Альберта Эйнштейна в условиях сверхмощного гравитационного поля, существующего в пространстве между двумя черными дырами, чего до сих пор сделать не удавалось. |