Ученые: Атмосферы Венеры и Земли схожи

Европейский космический аппарат "Венус-Экспресс" обнаружил в атмосфере Венеры гидроксильные группы, двухатомные молекулы из водорода и кислорода (-OH).

Это дает ученым важный инструмент для понимания того, как устроена атмосфера этой планеты, говорится в пресс-релизе Европейского космического агентства (ЕКА).

По мнению ученых, открытие является еще одним аргументом в пользу того, что атмосфера Венеры подобна земной.

"Венус-Экспресс" уже показал, что эта планета больше похожа на Землю, чем думали раньше. Обнаружение гидроксильных групп - еще один шаг в этом направлении", - сказал один из участников эксперимента Джузеппе Пиччони (Giuseppe Piccioni) из римского Института астрофизики и физики космоса.

Радикал OH - очень трудно обнаруживаемое и неустойчивое химическое соединение, легко вступающее в реакции с другими веществами. Оно было выявлено в верхних слоях атмосферы, на высоте около 100 километров, с помощью спектрометра, установленного на станции "Венус-Экспресс", которая работает на орбите Венеры с 2006 года.

Слой атмосферы, в котором были обнаружены гидроксильные ионы, очень тонок - около 10 километров, передает РИА "Новости".

Как полагают, гидроксильные группы играют важную роль в атмосфере - на Земле они способствуют выводу из воздуха загрязняющих веществ, на Марсе - стабилизируют углекислоту, препятствуя ее превращению в угарный газ, а также играют стерилизующую роль, создавая на поверхности планеты условия, не пригодные для микроорганизмов.

Ранее гидроксильные ионы обнаруживали вокруг комет, но, как считают ученые, пути их образования там коренным образом отличаются от способов образования этих радикалов в атмосфере планет.

"До появления станции "Венус-Экспресс" мы не могли подтвердить разработанные нами модели атмосферы практическими наблюдениями. Это наблюдение поможет нам выбрать определенные модели и развить их дальше", - отмечает Пиччони.

На Земле присутствие гидроксильных групп тесно связано с выработкой озона. Ученые считают, что и в атмосфере Венеры происходит то же самое. Наблюдения с "Венус-Экспресса" показали, что содержание гидроксильных молекул колеблется в пределах 50%, что, по мнению исследователей, может говорить о варьировании содержания озона.

"Озон очень важен для любой атмосферы, поскольку он задерживает ультрафиолетовое излучение Солнца", - отметил Пиччони.

Степень прозрачности атмосферы для ультрафиолета - ключевой параметр ее теплового режима и динамики. На Земле слой озона в стратосфере еще и защищает все живое от ультрафиолетовой радиации.

• Пограничная застава имени Героев Малой земли