Крупные торговые комплексы скоро опустеют. Из-за финансового кризиса многие магазины, располагавшиеся ранее в них, будут вынуждены съехать и возможно уже никогда не вернутся.
Только за последние три месяца в торговых комплексах пустующие площади выросли на 20%. Снижение покупательского спроса заставляет сокращать торговые сети "точки" своего присутствия. Для сохранения арендаторов торговые центры готовы пойти на снижение платы за место, но тенденция "бегства" из комплексов, считают аналитики, будет расти. В первую очередь, торговые компании уходят из когда-то динамично развивающихся регионов. Закрываются как элитные бутики с одеждой, так и магазины с электронной техникой. Компании пересматривают свое дальнейшее развитие в сторону консервации.В частности, многие московские сетевые операторы отложили вопрос о дальнейшем развитии как минимум до второго квартала 2009 года.
Продуктовые ритейлеры также не настроены на стремительный рост. По оценке аналитиков ИА "INFOLine", в 2008 году произошло значительное снижение темпов роста выручки большинства продуктовых торговых сетей. Так, темп роста выручки 18 крупнейших ритейлеров составил 37,8%, что на 5% ниже, чем в 2007 году. По мнению специалистов ИА "INFOLine", после того, как будут подведены итоги деятельности непубличных федеральных и региональных сетей, средние темпы роста выручки ритейлеров снизятся еще более существенно, так как в условиях экономического кризиса именно эти розничные компании пострадали в наибольшей степени.
Какое будущее ждет торговые комплексы? "Огромные площади в 80-100 тысяч квадратов могут превратиться в рынки или стать офисными центрами. Иначе они станут похожи на музеи.- считает ведущий аналитик "Молл Групп" Петр Харисов.
Эксперты напоминают, что средняя окупаемость торговых центров 5-7 лет. Эксплуатация моллов несет огромные расходы. Как вариант такие комплексы будут уходить на продажу или сливаться с другими сетями.
Артем Краснов |