Специальная комиссия Белого дома закончила своё расследование причин аварии в Мексиканском заливе. Выводы - катастрофы с разливом нефтяного пятна можно было бы избежать, если бы не жадность BP, экономившей на безопасности.
С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" в США Елена Соколова.
Специальная комиссия, назначенная президентом Бараком Обамой, расследовала причины аварии в Мексиканском заливе более 5 месяцев. Работа закончена, а результаты проверки должны быть представлены на следующей неделе. Но основная, 48-страничная глава, была обнародована в четверг.
Аварии в Мексиканском заливе можно было избежать, если бы не ряд грубых нарушений со стороны BP и двух других кампаний-подрядчиков: Transocean, которой принадлежала буровая платформа, и Halliburton, поставщика химических реагентов и бурового цемента. "В большинстве ошибок и упущений можно проследить одну общую - неспособность управления. Более эффективное управление ВР, Halliburton и Transocean почти наверняка предотвратило бы взрыв скважины", говорится в докладе.
Управленческие ошибки были совершены из-за жадности кампаний BP, Transocean, и Halliburton, экономящих на безопасности. В докладе приведена наглядная диаграмма, показывающая, что причиной катастрофы в Мексиканском заливе стали девять решений, идущих вразрез с нормами безопасности. Именно эти решения оказались роковыми для платформы Deepwater Horizon, причем ВР принимала участие во всех из них.
Сопредседатель президентской комиссии, сенатор и бывший губернатор Флориды Боб Грэхем заявил, что аварии можно было бы избежать, если бы американские государственные органы надзора жестко требовали бы от компаний исполнения мировых стандартов безопасности. Но выяснилось, что нефтяников проверяли люди, по сути, заинтересованные в нефтяном бизнесе.
Интересно, что имя компании Halliburton впервые публично называется в связи с аварией в Мексиканском заливе. Этой компанией руководил Дик Чейни до избрания вице-президентом США. А вовремя войны в Ираке Halliburton оказалась в центре скандала, поставляя американской армии питание по ценам, которые были выше рыночных.
В докладе говорится, что ошибки, приведшие к аварии, носят системный характер, а "без значительной реформы отрасли и ее регулирования" разлив нефти, аналогичный катастрофе в в Мексиканском заливе, вполне может повториться.
Выводы комиссии Белого дома должны стать основой для судебного иска правительства США против компаний BP, Transocean и Halliburton для выплат многомиллиардных компенсаций. Интересно, что руководство BP согласно с выводами президентской комиссии - ответственность лежит не только на британцах, но и на 2 американских кампаниях-подрядчиках.
На сегодняшний день катастрофа в Мексиканском заливе признана самой крупной утечкой нефти в открытый океан в истории США и, вероятно, в мировой истории. С начала аварии и до ее ликвидации 19 сентября 2010 года в Мексиканский залив вылилось 4,9 миллиона баррелей нефти. |