В апреле 2012 г. знаменитый российский полярник Артур Чилингаров планирует совершить экспедицию к Северному полюсу на дирижабле.
В компании "Росаэросистемы", где готовят дирижабль для полярного похода, надеются, что это путешествие вновь откроет для дирижаблей двери рынка пассажирских перевозок, с которого они исчезли после исторической трагедии цепеллина "Гинденбург" в 1937 г.
Французы с дирижаблем не справились
"Экспедиция предварительно запланирована на апрель 2012 г., - говорит президент компании "Росаэросистемы" Геннадий Верба. - Мы готовим для него дирижабль, который изначально был заказан французским врачом и исследователем Жан-Луи Этьеном". Хобби Этьена - добираться до Северного полюса разными способами: он ездил туда на собачьих упряжках, на лыжах и планировал полететь на дирижабле. "Росаэросистемы" сделали дирижабль для Этьена, аппарат доставили во Францию, и он ждал своего часа на аэродроме в департаменте Вар на юге Франции. Но случился ураган, и дирижабль, вырвав из земли удерживающие его элементы, улетел и порвался, зацепившись за жилой дом.
"Французский заказчик решил, что та парковочная инфраструктура, которую мы им поставили, - слишком массивная, вспоминает Геннадий Верба. - Ее нужно было перевозить вертолетами, и французы решили сэкономить и сделали свой облегченный вариант: альтернативную мачту, альтернативные анкеры более чем в два раза легче наших, что давало им значительную экономию при транспортировке. Это и привело к плачевному результату".
Поврежденный дирижабль вернули изготовителю, и теперь его готовят для российской экспедиции на Северный полюс. Этьен решил не ждать починки дирижабля и весной прошлого года отправился покорять полюс на воздушном шаре. Сам Артур Чилингаров упоминал о подготовке полярной экспедиции на дирижабле в интервью телеканалу "Вести" летом 2009 г.
Аэростаты на подъеме
"Для Северного полюса мы готовим дирижабль объемом до 6 тыс. куб. м, - говорит Геннадий Верба. - Это модификация нашего обычного дирижабля Au-30, c повышенной дальностью и резервированием систем отопления гондолы". По словам Вербы, идеологическим содержанием этой экспедиции могла бы стать презентация дирижабля как транспортного средства: "Это бы стало началом новой жизни дирижабля в этом качестве".
В действительности строительство аэростатов сейчас переживает ренессанс: аппараты покупают военные для контроля территорий и решения коммуникационных задач. "Росаэросистемы" продают аэростаты пограничной службе Китая, участвуют в тендере южнокорейских пограничников.
Но в качестве транспорта дирижабли практически не применяют с 1937 г., когда произошла трагедия пассажирского дирижабля "Гинденбург". Прибытие "Гинденбурга" в Нью-Йорк с 36 пассажирами на борту подавалось как торжественное событие - именно поэтому его взрыв запечатлели столько кинокамер и крушение произвело величайший медиаэффект. |