Синицы, которые прилетают из городов и лесополос в более подходящий для жизни лес, отличаются мелкими размерами и нахальным характером, но их потомство утрачивает иммигрантскую "активную жизненную позицию".
Британские орнитологи сравнивали поведение синиц, которые покидали места рождения в поисках "лучшей жизни", с поведением особей, которые появились на свет и выросли в "хорошем месте" и никуда из него не улетали. Оказалось, что особи-иммигранты отличаются более активной "жизненной позицией", чем оседлые птицы, но такая активность не передаётся по наследству как признак.
Больших синиц наблюдали в дубовом лесу близ Оксфорда. Это идеальный дом для синиц, которые любят сады и лесистые участки, и многие птицы из окрестностей стремятся попасть сюда. Путешествия, предпринимаемые птицами с целью "переезда", растягиваются на многие километры. Как говорит соавтор работы доктор Джон Куинн, представляющий факультет зоологии Оксфордского университета, "понаприлетевшие" из близлежащих городов и лесополос поведением серьёзно отличаются от коренных обитателей леса.
Чтобы проверить это, с синицами проделывали следующий эксперимент. Пойманных местных птиц и иммигрантов заставляли ночевать на научной станции вблизи дубового леса, а на следующее утро для удобства наблюдения за птицами выпускали их в комнату, имитирующую кусочек леса. Вообще говоря, Parus major довольно спокойна и легко адаптируется к неволе, но, как выяснилось, синица синице рознь. Те, что жили в лесу, невозмутимо сидели на ветках, а "иммигранты" постоянно носились по всему помещению. Птицы различались и внешне: крупные особи происходили из благоприятнейших уголков оксфордского леса; синицы, выросшие в городах и посёлках, были мельче.
Орнитологи решили выяснить, передаются ли активные "черты характера" у птиц по наследству. Образ поведения у синиц - признак наследуемый, однако потомство новоприлетевших птичек приобретало спокойствие и невозмутимость коренных обитателей. Иначе говоря, подвижность, решительность и быстрота реакции у таких синиц были обусловлены особенностями воспитания и окружающей среды. Ищущие лучшей доли за счёт своей активности могут добиться успеха, они более "продвинуты" в поиске еды, хотя при этом и обращают на себя повышенное внимание хищников. Но что касается корма, то тут новые птицы, несмотря на свои меньшие размеры, отчётливо доминируют над местными.
Так или иначе, здесь можно увидеть полную аналогию с человеческим поведением: первое поколение мелких и юрких непосед-авантюристов-иммигрантов даёт потомство, которому ничего в жизни добиваться не надо, а потому можно позволить себе пофилософствовать. Статья о поведении синиц-иммигрантов опубликована в издании Journal of Animal Ecology.
Различия в активности и инициативности разных особей присущи очень и очень многим видам, от пауков и водомерок до кальмаров, рыб и млекопитающих. Активность и темпераментность служат своеобразным топливом, на котором происходит обмен генами между популяциями - а значит, и увеличение многообразия и оздоровление популяционного генома. Но сами по себе агрессивность, настойчивость и т. п. не обязательно передаются потомству: сделав своё дело, эти характеристики становятся не нужны. |