Муравьи способны отличать обычных конкурентов от муравьев-рабовладельцев, против которых используются все имеющиеся средства обороны и нападения.
Муравьи Temnothorax longispinosus из рода Temnothorax часто оказываются жертвами муравьев-рабовладельцев. Мелкие T. longispinosus живут в смешанных лесах, их малочисленные семьи заселяют лесную подстилку. Время от времени к ним наведываются рабовладельцы, которые уносят в свои гнезда куколки муравьев, попутно убивая подвернувшихся под ноги туземцев. В новом гнезде рабочим T. longispinosus "поручат" те же работы, что и в родном, вот только обслуживать они будут чужой вид.
Исследователи из Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия) предприняли эксперимент, чтобы выяснить, как муравьи реагируют на вторжение чужаков, пишет Компьютерра. Гнездо Temnothorax longispinosus было перенесено в лабораторию, где муравьев столкнули нос к носу с рабочими четырех других видов. Один из них никогда не встречался T. longispinosus, второй был тем же самым T. longispinosus, но из другого гнезда, третий был их прямым конкурентом, то есть жил на той же территории и претендовал на те же ресурсы, четвертый же являлся видом-рабовладельцем.
Как пишут ученые в журнале Ethology, незнакомый вид не вызвал у Temnothorax longispinosus никакой реакции. Агрессия против рабочих своего вида, но из другого гнезда была вялой, что, скорее всего, объясняется не слишком острой внутривидовой конкуренцией. Муравьев-конкурентов другого вида рабочие T. longispinosus просто оттаскивали подальше от гнезда, демонстрируя обычное поведение при столкновении с равным по силе противником. В случае же появления муравьев-рабовладельцев T. longispinosus менялись до неузнаваемости: они использовали челюсти и жала, стремясь не напугать, не оттащить, а убить противника.
Исследователи признаются, что способность муравьев различать своих врагов оказалась во многом неожиданной, но эволюционно это вполне оправдано: зная своих противников в лицо, Temnothorax longispinosus не расходуют энергию на не очень опасных конкурентов, приберегая запасы злости для самого настоящего агрессора. |