Учеными установлено, что птицы способны решать четко определенный круг задач, а для большего у них просто напросто не хватит творческого задела.
Зоологи обнаружили, что вороны способны понимать язык других птиц, планировать действия, использовать инструменты (подобно тому, как в басне Эзопа ворона кидала камешки в кувшин, чтобы поднять уровень воды и достать до нее клювом). История, описанная в басне, действительно подтверждается реальными опытами.
Ученые смоделировали ее, бросив на поверхность воды кусочки пищи, после чего птицы кидали различные предметы, чтобы достать ее.
Исследователи из Кембриджа решили усложнить эксперимент. Помимо птиц они решили добавить и других участников - детей в возрасте от четырех до десяти лет. Вместо воды использовали опилки, на поверхности которых расположили жетон. Дети могли поменять жетон на игрушку. Во втором варианте был использован кувшин с водой, в который можно было бросать или пробковые шарики, или тяжелые камни. Таким образом, дети должны были понять, что лучше бросать, чтобы добраться до цели. И самый сложный третий вариант эксперимента заключался в том, что исследователи решили представить детям не один, а три сосуда. При этом 2 сосуда сообщались друг с другом и в один из них ничего нельзя бросить, но приз в нем все же был. Дети должны догадаться - для того, чтобы получить приз, нужно кидать камни в другой сосуд. Фишка опыта была в том, что дети не догадывались о механики, ведь дно сосудов было скрыто.
В результате оказалось, что дети способны выполнять задания любой сложности, тогда как птицы справлялись только с простейшими. Восьмилетние дети сделали все задания с первого раза. Ученые сделали вывод, что птицы больше узкоспециализированные специалисты, т.е. способны решать лишь ограниченные задачи. В дальнейшем исследователи хотят повторить свои эксперименты на птиц, которых считают самыми смышлеными из всех пернатых на планете - это попугаи жако и новокаледонские вороны. |