поиск 
 
 
 
 
 
 Белые страницы однополчан
 Ищу тебя
 Список погибших 1941-1945
 Солдатские медальоны 1941-45
 
 
 
 
 
 
 История Отечества
Русско-турецкая война
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Вторая мировая война
Необъявленные войны СССР
Война в Афганистане
Война в Чечне
Грузино-российский конфликт
Осетино-ингушский конфликт
 
 
 
 Великие битвы
 Аллея Славы
 Великие полководцы
 
 
 
 
 
 
 Знаменательные даты
 Фронтовые письма
 Истории очевидцев
 Военные потери в войнах XX в.
 Города-герои
 
 
 
 
 
 
 Военная геральдика
Флаги РСФСР, 1918-1922
Знаки СССР
Ордена СССР
Медали СССР
Юбилейные медали СССР
Флаги СССР
Знаки отличия РФ
Ордена РФ
Медали РФ
Флаги РФ
 Организации
 Законодательные документы
 Военные песни
 Энциклопедия военной техники
 Военная проза и поэзия
 Кинофильмы
 


 
 
Наши проекты
Мировые новости Сайты для компаний Служба рассылки Игровой сервер Открытки любимым
Тесты
 
 



 



Russian Information Network
 
 

Ученые: Разные группы шимпанзе способны вырабатывать собственные культурные традиции

<<назад

Обезьяны оказались прекрасными учителями. Они способны обучить сородичей приобретённым навыкам всего за несколько занятий. Зоологи начали поговаривать о наличии у приматов культурной традиции.

Очередное сложное и считавшееся чисто человеческим умение продемонстрировали шимпанзе. Как оказалось, школы и университеты бывают не только у людей.

Новое исследование выявило у шимпанзе прежде не наблюдавшуюся черту. Как оказалось, они умеют передавать знания друг другу через несколько поколений "учителей" и "учеников" с поразительной точностью. Такой навык - один из ключевых для формирования и поддержания культурных различий между группами.

Исследовали давно заметили, что разные группы диких шимпанзе ведут себя по-разному. Однако без специальных экспериментов невозможно было понять, являются ли различия простой адаптацией к неодинаковым условиям или обусловлены культурной традицией.

Специалист по поведению приматов в университете Сент-Эндрюса (Великобритания) Виктория Хорнер и ее коллеги решили создать условия, в которых шимпанзе смогли бы показать способность (или неспособность) передать знание через цепочку учеников. Этологи придумали и сделали коробку, дверца в которую открывалась двумя способами: подниманием откидной заслонки или ее сдвиганием в сторону. Затем ученые обучили с помощью съедобного вознаграждения одного из шимпанзе манипулировать дверцей и позволили другому несколько раз понаблюдать, как первая обезьяна показывает прием. После чего "преподавателя" выставили прочь, недавний ученик занял его место, а позицию за партой отдали третьему шимпанзе.

В обеих сериях экспериментов шимпанзе, сами того не зная, успешно справились с заданием - за шесть уроков шимпанзе научались друг у друга поднимать дверцу и за пять попыток - сдвигать. За все время исследователи отметили лишь одну ошибку - ученик сдвинул, а не поднял, как ожидалось, дверцу.

По мнению Хорнер, успешная сдача "экзаменов" свидетельствует о высокой способности к культурному обмену у шимпанзе. "Если бы они не учились друг у друга, то шансы исполнения задания составляли бы 50 на 50", - утверждает приматолог.

Полученные данные, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, напрямую перекликаются с не менее наглядными результатами другого исследования шимпанзе, о котором рассказывает последний номер Current Biology. Бетан Морган и Эквоге Абве из Зоологического общества спасения исчезающих видов Сан-Диего опровергли теорию, по которой распространение навыков пользования орудиями среди разных групп шимпанзе происходит географическим путем.

В неволе обезьяны, как и люди, легко учатся новым действиям друг у друга и у того же человека. Однако в природе, как до сих пор полагали многие исследователи, такие навыки не зарождаются каждый раз заново, а "перетекают" из популяции в популяцию. Соответственно, в тех местах, где географические факторы мешают распространению того или иного навыка, он остается уделом немногих.

Живое опровержение Морган и Абве обнаружили в Западной Африке.

Считалось, что умением раскалывать камнями орехи владеют лишь обезьяны, живущие в лесах к западу от реки НЗо-Сассандра в Кот-дИвуаре. Река выглядела совершенно непреодолимым физическим барьером. Однако зоологи нашли в 1700 км к востоку, в Камеруне популяцию аналогичных шимпанзе-"щелкунчиков" вида Pan troglodytes vellerosus, точно так же использующих каменные орудия, чтобы добраться до питательных семян внутри твердых орехов.

Можно предположить, что изначальная "культурная зона", в которой был распространен навык раскалывания орехов, была шире и занимала все пространство между Камеруном и Кот-дИвуаром. Однако исследователи склоняются к альтернативной версии, а именно к той, что навык изобретался неоднократно и в каждой группе шимпанзе приходили к нему самостоятельно.

  • Разминирование территории в Алжире (1962-1964 гг.)
  • Cовременные военно-морские флаги России
  • Флаги пограничных войск и КГБ СССР
  • Ученые выявили зачатки культуры у "рукопожатных" шимпанзе
  • Ученые: Разные группы шимпанзе способны вырабатывать собственные культурные традиции
  • Шимпанзе способны передавать знания своим сородичам и бережно хранить полученную информацию
  • Шимпанзе уличили в территориальных войнах
  • Шимпанзе способны осваивать новые традиции
  • Игнатович Евгений Андреевич, Псков
  • Зюзин Пётр Дмитриевич, Москва
  • Максимов Юрий Павлович, Мичуринск


  •