Обезьяны оказались прекрасными учителями. Они способны обучить сородичей приобретённым навыкам всего за несколько занятий. Зоологи начали поговаривать о наличии у приматов культурной традиции.
Очередное сложное и считавшееся чисто человеческим умение продемонстрировали шимпанзе. Как оказалось, школы и университеты бывают не только у людей.
Новое исследование выявило у шимпанзе прежде не наблюдавшуюся черту. Как оказалось, они умеют передавать знания друг другу через несколько поколений "учителей" и "учеников" с поразительной точностью. Такой навык - один из ключевых для формирования и поддержания культурных различий между группами.
Исследовали давно заметили, что разные группы диких шимпанзе ведут себя по-разному. Однако без специальных экспериментов невозможно было понять, являются ли различия простой адаптацией к неодинаковым условиям или обусловлены культурной традицией.
Специалист по поведению приматов в университете Сент-Эндрюса (Великобритания) Виктория Хорнер и ее коллеги решили создать условия, в которых шимпанзе смогли бы показать способность (или неспособность) передать знание через цепочку учеников. Этологи придумали и сделали коробку, дверца в которую открывалась двумя способами: подниманием откидной заслонки или ее сдвиганием в сторону. Затем ученые обучили с помощью съедобного вознаграждения одного из шимпанзе манипулировать дверцей и позволили другому несколько раз понаблюдать, как первая обезьяна показывает прием. После чего "преподавателя" выставили прочь, недавний ученик занял его место, а позицию за партой отдали третьему шимпанзе.
В обеих сериях экспериментов шимпанзе, сами того не зная, успешно справились с заданием - за шесть уроков шимпанзе научались друг у друга поднимать дверцу и за пять попыток - сдвигать. За все время исследователи отметили лишь одну ошибку - ученик сдвинул, а не поднял, как ожидалось, дверцу.
По мнению Хорнер, успешная сдача "экзаменов" свидетельствует о высокой способности к культурному обмену у шимпанзе. "Если бы они не учились друг у друга, то шансы исполнения задания составляли бы 50 на 50", - утверждает приматолог.
Полученные данные, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, напрямую перекликаются с не менее наглядными результатами другого исследования шимпанзе, о котором рассказывает последний номер Current Biology. Бетан Морган и Эквоге Абве из Зоологического общества спасения исчезающих видов Сан-Диего опровергли теорию, по которой распространение навыков пользования орудиями среди разных групп шимпанзе происходит географическим путем.
В неволе обезьяны, как и люди, легко учатся новым действиям друг у друга и у того же человека. Однако в природе, как до сих пор полагали многие исследователи, такие навыки не зарождаются каждый раз заново, а "перетекают" из популяции в популяцию. Соответственно, в тех местах, где географические факторы мешают распространению того или иного навыка, он остается уделом немногих.
Живое опровержение Морган и Абве обнаружили в Западной Африке.
Считалось, что умением раскалывать камнями орехи владеют лишь обезьяны, живущие в лесах к западу от реки НЗо-Сассандра в Кот-дИвуаре. Река выглядела совершенно непреодолимым физическим барьером. Однако зоологи нашли в 1700 км к востоку, в Камеруне популяцию аналогичных шимпанзе-"щелкунчиков" вида Pan troglodytes vellerosus, точно так же использующих каменные орудия, чтобы добраться до питательных семян внутри твердых орехов.
Можно предположить, что изначальная "культурная зона", в которой был распространен навык раскалывания орехов, была шире и занимала все пространство между Камеруном и Кот-дИвуаром. Однако исследователи склоняются к альтернативной версии, а именно к той, что навык изобретался неоднократно и в каждой группе шимпанзе приходили к нему самостоятельно. |