Экономист Томас Ди (Thomas Dee) решил выяснить, как пол преподавателя влияет на процесс обучения.
Его исследование опирается на данные опроса 25 тысяч восьмиклассников, проведенного в 1988 году Министерством образования США. Результаты публикуются в журнале Education Next, издаваемом Hoover Institution.
Согласно статистике, за последние 40 лет в США неумолимо уменьшается процентное соотношение учителей-мужчин и учителей женского пола (как, впрочем, и в России). Теперь штат преподавателей уже на 80% состоит из женщин. Ди изучил данные различных школьных отчетов и выяснил, что мальчики все-таки лучше учатся, если им преподает мужчина, ну а девочки предпочитают учительниц. Пол учителя также влияет и на поведение учеников. С учителями женского пола мальчики ведут себя более сдержанно, а девочки - более внимательны и организованны. Предметы, преподаваемые мужчинами, девочки обычно воспринимают как нечто для них ненужное. Традиционно на таких уроках они ведут себя пассивно.
Впрочем, исследователь просит не делать скоропалительных выводов и, в частности, не считать его работу доказательством преимущества раздельного обучения мальчиков и девочек. Ди надеется, что его исследование станет началом серьезной работы в области психологии полов. Предстоит дать ответы на многие вопросы: должны ли учителя более углубленно изучать психологию мальчиков и девочек, что нужно предпринимать, чтобы побороть детские половые предубеждения, как должен вести себя учитель, чтобы ученик его не стеснялся?
Выводы профессора встретили в штыки многие специалисты в области образования. Они считают представленные в исследовании факты неубедительными. По их мнению, на успеваемость учеников влияет в первую очередь не пол учителя, а его опыт в совокупности с хорошими учебниками, современным оборудованием школ и уменьшением количества учеников в классах. |