В российском правительстве разрабатывается законопроект, предусматривающий введение в России института частных судебных приставов.
Об этом на заседании правительства в четверг заявил директор правового департамента МЭРТа Николай Попов, представлявший новую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 20070-2011 годы.
Если российские законодатели поддержат инициативы МЭРТа, будет создана частная силовая структура, по сути, дублирующая государственных силовиков, пишет "Независимая газета".
По закону приставы могут во время своей работы использовать и оружие, и спецсредства. Фактически Федеральная служба судебных приставов (ФССП) сегодня является такой же силовой структурой, как и Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС и Госнаркоконтроль, с той лишь разницей, что судебные приставы не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
Частные приставы будут заниматься исполнением решений государственной юстиции, поскольку частных судов в России нет и не предвидится. Частные приставы станут частью системы правосудия - но менее подконтрольной, чем госслужащие. С другой стороны, эта двойственная роль значительно повысит их статус, а значит, расширит негласные полномочия.
И нынешний генпрокурор Юрий Чайка, когда был министром юстиции, и директор Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко не раз заявляли, что готовы рассмотреть вопрос о частных судебных приставах. В частности, Юрий Чайка утверждал, что в качестве "направления изменения качества деятельности судебных приставов" рассматривается "привлечение к процессу исполнительного производства негосударственных организаций".
Конкретные сроки внесения закона в Думу на заседании правительства названы не были, однако ждать осталось недолго, считает НГ. Но в пресс-службе Минюста, ни в пресс-службе ФССП пока не стали комментировать идею введения нового исполнительного института.
Между тем среди вопросов, которые являются принципиальными, есть и такой: кто и как будет платить частным приставам? Если они не могут финансироваться из бюджета, значит, их необходимо материально заинтересовать. Например, статья 89 Закона "Об исполнительном производстве" гласила, что "судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере пяти процентов от взысканной им суммы или стоимости имущества".
Если работа частных приставов будет оплачиваться именно таким "стимулирующим" способом, то можно предположить, что их деятельность окажется эффективной. Например, в июле 2004 года судебные приставы, арестовывавшие имущество ЮКОСа, вынесли постановление о взыскании исполнительного сбора в 6,9 млрд рублей. Если же нет - можно ожидать чрезвычайно высокого уровня коррупции. |