Галлай Марк Лазаревич летчик-испытатель. Родился 3 (16) апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. По национальности еврей. С 1930 работал токарем на заводе <Красный Октябрь>. В 1932-1935 учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ. В 1935 перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937.
С 1935 летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградскома эроклубе. В 1936 окончил самолётное отделение аэроклуба, был в нём инструктором парашютного спорта. С 1937 работал инженеромв ЦАГИ. Без отрыва от работы окончил лётную школу ЦАГИ и в сентябре 1937 стал лётчиком-испытателем ЦАГИ. Провёл испытания бомбардировщика СБ на трёхколёсном шасси (1940). С апреля 1941 по июль 1950 - на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте. Провёл испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941).
В Советской армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 - лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г.Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолёте МиГ-3 для отражения вражеских налётов, сбил 1 самолёт противника. В январе-марте 1942 - заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолёте Пе-2; в мае-июне 1943 - лётчик 890-го авиационного полка (Авиация дальнего действия), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолёта Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника.
В июне 1943 года был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом. Нашёл партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолёте был вывезен за линию фронта.
Поднял в небо и провёл испытания истребителя МиГ-9 (<Ф-3>) (9.08.1946). Провёл испытания пороховых стартовых ракет на Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943), испытания Як-7 с опытным ламинизированным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ(1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (1946), дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947-1949). Участвовал в испытаниях самолётов И-215 (1948), Як-20 (1950).
В 1950-1953 - лётчик-испытатель НИИ-17; провёл испытания радиолокационного оборудования истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200.
В 1953-1958 - лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева; поднял в небо и провёл испытания самолёта 3М (1956).
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Марку Лазаревичу Галлаю присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
С 1958 - в запасе. За время лётной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров. 17 февраля 1959 года в числе первых ему присвоено звание <Заслуженный лётчик-испытатель СССР> (© знака - 3). В 1958-1975 работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960-1961 - инженер-методист отряда космонавтов. С 1959 был заместителем председателя методического совета МАП по лётным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве лётными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Опубликовал около 30 научных работ. Преподавал в МАИ. Доктор технических наук (1972), профессор (1994). Член Союза писателей, автор многих книг.
Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом <Знак Почёта>, медалями.
Жил в Москве. Умер 14 июля 1998 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
|