В экспериментах биологов из Израиля и США бактерии Lactobacillus plantarum заметно влияли на поведение плодовых мушек.
В конце восьмидесятых годов прошлого века биологи обнаружили, что разделение дрозофил на две группы, которым на протяжении многих поколений предлагается разный рацион питания, даёт неожиданный эффект: при последующем объединении мушки спариваются преимущественно с представителями своей группы. Долгое время этот феномен оставался необъяснённым.
Авторы предположили, что меняются в данном случае не сами насекомые, а симбиотические бактерии. "Бактерии связаны с запахом, а он, в свою очередь, может влиять на половое поведение", - поясняет участник исследования Юджин Розенберг (Eugene Rosenberg) из Тель-Авивского университета.
Подтвердить это предположение помог простой опыт, в котором одних дрозофил выращивали на патоке и кукурузной муке, а других - на крахмале. Эффект проявился уже во втором поколении и сохранялся на протяжении как минимум 37 поколений, а при обработке антибиотиками мушки становились менее "привередливыми". Дальнейшие исследования показали, что основную роль здесь играют микроорганизмы L. plantarum, составляющие 26% от общего числа симбиотических бактерий у насекомых, которых держали на крахмальной диете, и 3% - в другой группе.
Биологи также выяснили, что два рациона питания дают разные уровни выделения четырёх феромонов, выполняющих функции половых гормонов, а антибиотики делают различия менее заметными. Вероятно, в механизме воздействия бактерий на мушек главной деталью являются именно феромоны.
Подобные явления, замечает г-н Розенберг, могут способствовать симпатрическому видообразованию, основой которого служит как раз репродуктивная изоляция.
Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. |