Лев Владимирович Мельников познакомился с Юрием Гагариным на крылечке Саратовского аэроклуба после того, как будущий герой космоса ...был "зарублен" медкомиссией.
- Юра забыл взять с собой паспорт и прямо перед осмотром помчался за ним в общежитие, - вспоминает Мельников. - Вернулся с подскочившим давлением, и медики признали его негодным для авиации.
Злой как черт Гагарин вышел на крыльцо, резанул: "Все равно летчиком стану!" - и Лев сочувственно посоветовал ему пройти повторное обследование. Гагарин послушался и вскоре получил допуск к занятиям.
Случайное знакомство переросло в дружбу - парни вместе осваивали аэроклубовские премудрости и в охотку валяли дурака в свободное время. Гагарин всегда был в центре внимания. Он доводил приятелей до икоты, рассказывая матерные анекдоты, и на вопрос "Сколько же ты их знаешь?" гордо отвечал: "Не меньше тысячи!" Но однажды любовь к балагурству едва не вышла ему боком.
- Ехали мы как-то на аэродром, Юрка, как обычно, народ веселил, - улыбается Лев Владимирович. - После очередного анекдота мы так "грохнули", что шедший по обочине летчик перепугался и свалился в канаву. Весь в грязи, он грозил нам кулаком и кричал, что доложит начальству о нашем хулиганстве.
Некоторые аэроклубовцы считали Гагарина выскочкой и уверяли, что он выслуживается перед начальством. Слухи множились не на пустом месте - руководство аэроклуба благоволило к веселому парню.
- Он был очень обаятельным, - объясняет Мельников. - Даже Королев, выбирая первого космонавта, купился на знаменитую гагаринскую улыбку!
Несмотря на рост в метр шестьдесят, Гагарин всерьез увлекался баскетболом и ухитрялся травить анекдоты даже на площадке, заставляя противников корчиться от хохота. Но были случаи, когда Юрий сам становился жертвой комичных обстоятельств. Бывшие аэроклубовцы до сих пор вспоминают кросс, который Гагарин бежал в мельниковских кедах.
- У меня был 43-й размер, у Гагарина - 40-й, но он как ни в чем не бывало напялил мои кеды и побежал, то и дело спотыкаясь и падая, - вспоминает Лев Владимирович. - Зрители буквально падали от смеха, но Юрка не растерялся, сбросил тапки и помчался босиком. Ноги в кровь об асфальт сбил, но до финиша добежал не последним.
После аэроклуба дороги друзей разошлись. В середине 80-х годов Мельников познакомился с генералом авиации Александром Халутиным, близко общавшимся с Гагариным, и услышал от него историю гибели первого космонавта.
- После полета в космос Юру очень берегли и практически не подпускали к самолетам, а ему очень хотелось подняться в воздух! И 27 марта 1968 года он сел в кабину Миг-15. Из-за многослойных облаков условия для полета были неважными, опытным пилотом Гагарин не был. Кончилось тем, что он не справился с управлением, - рассказывает Мельников. - Халутин говорил, что после гибели Гагарина ходили слухи, будто Юрий сел за штурвал пьяным - якобы решил отметить долгожданный полет. Но правда это или нет, уже никто не узнает... |